Предлагаем вашему вниманию подготовленное газетой "Республика Татарстан" интервью Руководителя Аппарарата Президента Республики Татарстан А.А. Сафарова о развитии государственной гражданской службы республики.
– Асгат Ахметович, случившаяся пандемия показала, насколько значима роль государства в кризисных ситуациях. Властям удалось организовать поддержку граж- дан и целых отраслей. Мы видели, как Президент нашей республики в разгар карантина лично объезжал стратегические объекты, вселяя в татарстанцев спокойствие и уверенность в преодолении кризиса. Если я правильно понимаю, его деятельность обеспечивают возглавляемый вами аппарат и в целом структура органов власти республики. В этом свете хотелось бы поговорить о том, из чего сегодня складывается качество государственного управления в республике. Как формируется госаппарат? Кто он такой – сегодняшний чиновник?
– Действительно, благодаря слаженной работе как общества и общественных институтов, так и органов власти в республике удалось избежать наступления из-за пандемии масштабного кризиса. Мы в Татарстане подошли к этой ситуации с высокопрофессиональным и подготовленным кадровым составом госорганов. Сегодняшний татарстанский чиновник в первую очередь профессионал. И это не сиюминутный результат, а планомерная системная работа, включающая в себя все процессы – от подбора и адаптации служащих до их обучения и развития. Когда я пришёл на должность руководителя Аппарата Президента, Рустам Нургалиевич Минниханов поставил мне задачу по совершенствованию системы госуправления в республике с сохранением имеющихся наработок. В 2014 году мы существенно обновили госпрограмму по развитию государственной и муниципальной службы в республике. Она ежегодно актуализируется. Как результат мы видим, что этот комплекс мероприятий приводит к повышению качества и оперативности принятия управленческих решений.
– Если говорить о подборе кадров в органы власти Татарстана… Как он устроен? Кто может стать госслужащим республики? Это какой-то закрытый «клуб для своих»?
– Это абсолютно открытый институт. Важно понимать, что одним из важнейших критериев эффективности власти является её открытость и вовлечённость граждан в процесс управления. Активные татарстанцы могут стать служащими и внести личный вклад в развитие республики. Претендовать на работу в госорганах могут граждане России в возрасте от 18 до 65 лет. Но нужно соответствовать определённым требованиям. Это продолжительность трудового стажа, уровень образования, знаний, умений и др. Распространено заблуждение, что для поступления на госслужбу нужно обязательно иметь стаж работы в госорганах. Это не так. В целом сегодня госслужба молодеет, в неё приходит новое поколение. Этому также способствовало снижение законом квалификационных требований к стажу. Сейчас большое количество должностей можно заместить сразу после вуза.
– Информация о вакансиях общедоступна?
– Да, объявления размещаются на сайтах органов власти. Кроме того, с 2015 года в России действует единый портал вакансий государственных и муниципальных органов. Он позволяет направлять документы в электронном виде, что существенно экономит время кандидатов.
– Откликаешься на объявление – и ты принят? Или же тех, кто заявился, как-то оценивают?
– Разумеется, оценивают. Предусмотрен серьёзный отбор на конкурсной основе. Кандидаты проходят компьютерное тестирование на знание законодательства, навыков работы с компьютером, выполняют практическое задание, а также рассматриваются членами конкурсной комиссии. Вообще, такой комплексный подход применяется не только у нас, это мировая практика. Схожая система отбора используется, например, в Сингапуре.
– Ведётся ли какая-либо работа по поиску специалистов, помимо объявлений?
– Да, в 2016 году нашим Департаментом госслужбы был создан Центр подбора и оценки персонала. Как раз туда органы власти направляют заявки на подбор из иных источников. Это общеизвестные сайты по поиску сотрудников, собственная база кандидатов, кадровый резерв, вузы и др. На сегодняшний день база кандидатов насчитывает около 1500 специалистов. С помощью этого инструмента были подобраны квалифицированные специалисты по самым разным направлениям, которых долгое время не могли подобрать наши министерства. Одним из важнейших критериев эффективности власти является её открытость и вовлечённость граждан в процесс управления
– Судя по всему, это действенное решение. А как формируются кадровые резервы госорганов?
– Как правило, отбор в кадровый резерв проводится по аналогии с конкурсом на имеющуюся вакансию. После включения в него резервист в течение трёх лет может быть принят в любой из органов власти республики без конкурса.
– Эта же система действует в возглавляемом вами аппарате?
– Да, все кандидаты проходят через сложный отбор. Ведь, принимая человека на службу в аппарат, мы должны быть уверены в самом высоком уровне его профподготовки. Конкурсы проходят ежеквартально, информация о них открыта. Заявляются не только жители Татарстана. К примеру, сейчас в резерве есть кандидаты из Москвы, Башкирии, Ульяновской области и других регионов. Много претендентов из действующих сотрудников органов власти республики.
– А есть ли иные инструменты продвижения по службе, помимо кадрового резерва?
– Конечно. Создаются условия для того, чтобы наиболее подготовленные служащие могли заявить о себе. Так, участники ежегодного конкурса «Лучший госслужащий» могут представить свои проекты высшему руководству республики, а его победители, помимо денежного приза, получают диплом из рук Президента. Нередки случаи, когда лауреаты этого конкурса переходят на работу в Аппарат Президента. Кроме того, каждый год проводится отбор в кадровый резерв Президента республики, куда могут заявиться и служащие, чувствующие в себе потенциал руководителя.
– Только служащие?
– Не только. Отраслевые управленцы, добившиеся результатов и проявившие управленческие способности, могут заявиться в этот резерв, заручившись рекомендацией профильного министра. Идея создания подобного резерва принадлежит Рустаму Нургалиевичу. Он поручил разработать механизм формирования пула эффективных управленцев, готовых к замещению руководящих должностей. И вот уже с 2014 года ежегодно к отбору заявляются несколько сотен претендентов, при этом количество участников из раза в раз увеличивается. Проводится серьёзный отбор. В итоговый состав попадают двадцать человек. Мы обучаем их по специальной программе, закрепляем за наставниками из числа высшего руководства республики. Совместно с ними резервисты готовят проект, направленный на социально-экономическое развитие республики. Кстати, в состав резерва включаются финалисты конкурса «Лидеры России» от Татарстана.
– А выпускные проекты, о которых вы упомянули, готовятся для галочки или реально работают?
– Они реально работают. Могу привести примеры недавно реализованных проектов. Это электронная торговая площадка Eco.KazanExpress, автоматизированная система контроля движения тяжеловесных и крупногабаритных автотранспортных средств, проект «Гарантийный поток» для предоставления предпринимателям онлайн-займов за один день и так далее.
– Что вы можете сказать о резервистах, исходя из собственного опыта? Это действительно сильные управленцы?
– Скажу так: это классные профессионалы, не безразличные к судьбе республики. О качестве отбора и подготовки резерва говорит и высокий спрос на данные кадры как в государственных, так и в коммерческих структурах. Резервисты получают назначения и за пределами Татарстана. Например, Артём Здунов, нынешний глава Правительства Дагестана, входил в первый состав резерва. Если говорить о внутренних назначениях, то уже из резерва 2019 года половина состава получили повышения. Три примера: В.В.Жаворонков назначен заместителем министра здравоохранения РТ, Р.А.Абдуллин стал руководителем исполкома Менделеевского района, А.Р.Валеев возглавил Агрызский район. Мы возлагаем на них большие надежды.
– Значит, богата земля татарстанская на управленческие таланты?
– Да, вы можете это видеть и по активности жителей республики в конкурсе «Лидеры России». В текущем наборе Татарстан стал первым среди регионов России по увеличению количества участников по сравнению с предыдущим годом. В финал прошли семь татарстанцев. Уже 7 сентября определятся победители конкурса. Мы верим в наших ребят, желаем каждому из них победы. Они этого достойны. В финал конкурса «Лидеры России» прошли семь представителей Татарстана – это лучший показатель по Поволжью
– Сам Президент Татарстана как-то вовлечён в этот проект?
– Он является одним из наставников конкурса. Более того, в прошлом году на нас вышли члены клуба лидеров России «Эльбрус», куда входят победители предыдущих лет. Они провели у себя внутренний опрос о том, с кем из наставников проекта им хотелось бы встретиться. Наибольшее количество голосов набрал Рустам Нургалиевич. И такая встреча состоялась в Иннополисе. Очень открыто пообщались в неформальной обстановке. Президент рассказал о всех этапах своей карьеры, поделился личным опытом формирования республиканской команды, о том, как реализуются наши масштабные проекты. При этом «лидеры» из других регионов не только задавали вопросы, но и активно интересовались возможностью реализации совместных проектов.
– Асгат Ахметович, каким образом организовано обучение республиканских служащих?
– На сегодняшний день нам удалось выстроить систему, в которой все государственные и муниципальные служащие независимо от должности могут участвовать в мероприятиях профессионального развития. Говоря об образовании, многие упускают тот факт, что оно, помимо повышения уровня знаний и навыков, несёт в себе важную функцию – мотивацию специалистов. Поэтому мы самое пристальное внимание уделяем качеству материала, который даётся служащим. Важно, чтобы на курсы они шли с желанием, а уходили с развитыми компетенциями.
– Где проходит обучение?
– На площадках Высшей школы государственного и муниципального управления КФУ, Казанского филиала РАНХиГС. Там применяются не только классические формы обучения. Понимая, что поток молодых специалистов с каждым годом будет увеличиваться, мы меняем подходы к его организации. Помимо получения отраслевых знаний, служащие могут на обучении прокачивать универсальные навыки, которые пригодятся всегда и везде, – креативность, критическое мышление, системность, командность, стрессоустойчивость и др. Всё больше образовательных программ реализуется в современном формате с применением электронных технологий, в том числе используем дистанционную форму. При этом очень тщательно подходим к подбору преподавателей. Привлекаем не только теоретиков, но и практикующих экспертов в своих отраслях, в том числе представителей органов власти, включая высшее руководство. Отраслевые управленцы, добившиеся результатов и проявившие управленческие способности, могут заявиться в кадровый резерв, заручившись рекомендацией профильного министра На обучении, помимо профессиональных знаний, служащие осваивают служебную культуру, деловой этикет, антикоррупционные стандарты поведения, основные параметры национальных проектов и госпрограмм. Мы видим, что данная работа позитивно сказывается на укреплении у слушателей стремления служить интересам граждан, повышает культуру неприятия коррупции, улучшает качество нормотворческой работы. В том числе сотрудничаем с ведущими образовательными учреждениями страны – Сколково, РАНХиГС, ВШЭ, Корпоративный университет Сбербанка.
– Ранее вы затронули очень важную тему – поведение служащих…
– Вопрос действительно важный. Служащие являются представителями госорганов, и по тому, как ведёт себя отдельно взятый специалист, судят о всей власти в целом. Понимая это, мы ещё на этапе подбора кадров принимаем во внимание не только профессиональные, но и личностные качества претендентов. С 2017 года активно внедряем элементы служебной культуры в органах власти.
– Что означает понятие «служебная культура»?
– Можно сказать, что это адаптированный аналог корпоративной культуры в коммерции. Татарстан стал первым регионом России, где в госорганах и на муниципальной службе внедрили корпоративные стандарты. Через служебную культуру мы стараемся создать максимальные условия для самореализации каждого сотрудника. Каждый служащий в обязательном порядке знакомится с имеющимися стандартами и возможностями на службе, которые прописаны в специальной книге. Мы работаем над формированием у всех служащих единого понимания глобальных целей и задач госуправления. Каждый работник органа власти должен понимать, что в конечном итоге его деятельность направлена на повышение качества жизни населения.
– В чём ещё выражается служебная культура?
– В традициях. В органах власти республики, как и в любых организациях, где ценится каждый работник, особое внимание уделяется формированию сплочённого и результативного коллектива. Ведь от профессионализма и личностных качеств служащих во многом зависят успешная реализация социально-экономических программ, функционирование государственного аппарата, а значит, и поступательное развитие республики и страны в целом. Традиции госорганов ещё только формируются, но уже сегодня можно сказать, что они охватывают буквально все стадии становления специалиста. Начиная с приёма на работу, когда его представляют коллективу и он получает удостоверение из рук министра, заканчивая почётными проводами на заслуженный отдых и чествованием наших ветеранов. В республике удалось выстроить комплексную систему профессионального развития, благодаря которой все госслужащие могут получать профессиональные компетенции на протяжении всего периода службы
– Считается, что у служащих довольно неплохой социальный пакет. Это действительно так?
– Соцпакет имеется, но без изысков. Слухи здесь сильно преувеличены. Всё довольно стандартно. Безусловно, республика, как ответственный наниматель, предоставляет служащему ряд обязательных и социальных гарантий. Так, на госслужбе зарплата всегда выплачивается вовремя. Она является основой будущей пенсии служащего. Работодатель ежемесячно уплачивает страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования. На госслужбе более продолжительный отпуск, количество дней которого зависит от выслуги лет. При выполнении ряда условий служащим также назначается и выплачивается пенсия за выслугу лет.
– Асгат Ахметович, вы назвали немало интересных проектов, которые сегодня реализуются в сфере управления кадровым составом органов власти. Всё делается вручную или есть автоматизация?
– Многие кадровые процессы автоматизированы. Цифровые технологии вносят кардинальные изменения в систему госуправления. Татарстан имеет передовой опыт по развитию и внедрению IT-решений во всех сферах. На протяжении более пяти лет в республике активно развивается и модернизируется Единая информационная кадровая система, которая на сегодняшний день автоматизировала имеющиеся кадровые процессы в органах власти и позволила внедрить единые стандарты к выполнению кадровой работы. Кстати, мы сейчас внедряем в работу мобильное приложение, чтобы сделать госслужбу более открытой и понятной для всех. Оно предназначено не только для государственных и муниципальных служащих, но и для всех, кто хочет работать в республиканских органах власти. В нём можно получить информацию о вакансиях, ознакомиться со служебной культурой госорганов, воспользоваться функционалом по сопровождению образовательных программ и многое другое.
– Используется ли у нас в кадровой работе опыт других регионов?
– Мы видим интересные решения и в органах федеральной власти, и в других субъектах страны. Конечно, самые современные практики находят у нас применение. Тем не менее приятно отметить, что наши инструменты регулярно признаются одними из лучших на всероссийском конкурсе Минтруда России. Та же служебная культура, наша информационная кадровая система, мобильное приложение, спартакиада вызывают интерес у коллег из других регионов, которые приезжают к нам обмениваться опытом. Все наши начинания возможны благодаря всесторонней поддержке Президента республики. Органы власти республики несут ответственность за повышение качества жизни населения. Поэтому важно создавать такие условия для работы, в которых каждый служащий сможет максимально проявить себя и раскрыть свой потенциал.
Беседовал Владимир МАЛЬЦЕВ